1.Ребёнок становится оптимистом, когда сам учится справляться с трудностями
Пессимизм – это ожидание самого катастрофического развития событий. Но маленькие дети без страха смотрят в лицо трудностям и с завидным упорством преодолевают препятствия. Необходимо закрепить и развить эту полезную привычку. В школьном возрасте воспитание оптимизма переходит в сферу образа мышления, причинно-следственных связей.
Нужно вместе с ребёнком найти объяснение его успехов и неудач, а затем придумать способ самостоятельного превращения неудач в успехи.
Каждая мама хочет, чтобы её ребёнок вырос счастливым и уверенным в завтрашнем дне. Серьёзным препятствием становится пессимизм, который ведёт к пассивности и угнетённому состоянию. К сожалению, многие мамы сами способствуют его появлению.
Вот двухлетний карапуз ползёт по спинке дивана, забирается оттуда на высокий комод и радостно кричит: «Ваня молодец!» Испуганная мама ругает сына и сооружает в опасном месте «баррикаду» из подушек. Но Ваня, пыхтя, преодолевает препятствие и снова оказывается на комоде. Маленький человечек ещё не понимает опасности, ему приносит удовольствие «покорение вершины».
Как поступит дальновидная мама
Соорудит на полу «гору» из подушек, спрячет за ней медвежонка и будет радостно восклицать: «Ваня молодец!», когда сын доберётся до цели. Воспроизведя препятствие в безопасных условиях, мама поможет Ване почувствовать уверенность в себе и похвалит его успех в достижении цели.
Другая мама отвела семилетнюю Катю в студию изобразительного искусства. Дочка очень любит рисовать, но на первом занятии видит, что у других детей рисунки получаются лучше. Она расстраивается, плачет. Чтобы успокоить Катю, мама говорит, что у дочки прекрасные рисунки, и заканчивает за неё домашнее задание.
Мама делает три ошибки
- Говорит неправду;
- Заканчивает работу вместо дочки, посылая ей сигнал, что в трудной ситуации лучше опустить руки и ждать помощи;
- Не пытается изменить восприятие ребёнком неудачи.
Катя считает себя неумехой. Задача мамы – превратить пессимизм в оптимизм. Она должна объяснить, что сегодняшняя неудача – всего лишь частный случай. Нужно стараться и учиться, тогда в следующий раз получится лучше.
Упорство и труд часто компенсируют отсутствие таланта. Оптимизм формируют самостоятельные поступки. Преодолевая трудности и радуясь успехам, ребёнок будет чувствовать, что в будущем у него всё обязательно получится!
2. Высокая самооценка – результат умения ребёнка добиваться успеха
Самооценка как личное чувство напрямую зависит от успешности нашего взаимодействия с миром, умения справляться с жизненными сложностями. Поэтому неправильно считать, что успехи ребёнка зависят от его самооценки. Чувство уверенности и самоуважения не может возникнуть само по себе. Это результат успешной работы, победы над трудностями и достижения цели.
Если ребёнок считает себя неудачником, не верит в свои силы, никто не сможет внушить ему чувство счастья и удовлетворения. Пытаясь подавить у детей естественную неудовлетворённость и беспокойство, мы заставляем их острее чувствовать свои неудачи. Зато мы можем и должны обучить ребёнка навыкам достижения успеха и движения к цели. Результатом этого и станет повышение самооценки.
Например
Никита – лучший ученик в классе по математике, но не слишком хороший спортсмен. Он дружит с Сашей, который с детства увлекается баскетболом. За компанию с другом он мечтает попасть в баскетбольную команду школы, начинает тренироваться и даже делает успехи. Но в решающий день Никита не проходит отбор. Мама пытается подбодрить сына с помощью дежурных фраз. Она говорит, что Никита отлично подготовился и прекрасно играл, просто на этот раз ему не повезло. Мама старается повысить самооценку сына, но мальчик знает неприглядную правду, и мамины слова ещё больше подрывают его веру в себя.
Не нужно оберегать ребёнка от состояния недовольства, уныния, подавленности и злости. Такие эмоции способны играть положительную роль. Они побуждают ребёнка к действиям, которые приближают его к желанной цели и дарят в итоге позитивный настрой. Задача мамы – убедить ребёнка в том, что нужно не сдаваться и повторить попытку. Но для этого необходимо проявить упорство и много работать.
Инстинктивно защищая детей от негативных эмоций, мы лишаем их возможности освоить новые навыки и умения. Ребёнка нужно научить контролировать ситуацию. Столкнувшись с препятствием, он должен справиться с негативными эмоциями, пережить падение и продолжить движение вперёд.
3. Основа оптимизма – позитивная оценка ребёнком причин происходящего
Нужно обратить внимание на три критерия, с помощью которых ребёнок объясняет каждое событие.
- Постоянство. Ребёнок-пессимист считает причины неудач постоянными, а побед – временными, ребёнок-оптимист – наоборот.
- Масштаб. Пессимист считает причины всех событий универсальными, оптимист – локальными, обусловленными частными факторами.
- Персонализация. Дети могут обвинять в неприятностях себя (внутренняя причина) или других (внешняя). Самокритика тоже может быть разной: тотальной (ребёнок во всём винит изъяны своей личности) и поведенческой (ребёнок оценивает свои действия, а не личность в целом). Родителям важно научить ребёнка воспринимать себя адекватно, то есть нести ответственность за свои поступки, но не брать на себя чужую вину.
Мама – самый близкий для ребёнка человек. Именно маме по силам вовремя распознать у детей тревожные признаки пессимистической оценки событий. Её задача – помочь ребёнку осмыслить причины происходящего в оптимистическом ключе.
Например
Ребёнок переходит в новую школу и заявляет: «Никто никогда не будет со мной дружить». Ребёнок настроен пессимистически. Он уверен, что причина отсутствия друзей постоянна и связана с его личными качествами. Маме нужно перевести разговор в категорию временных обстоятельств: «В новой школе не сразу найдёшь товарищей».
Хорошие события пессимисты считают, наоборот, временными
Например: «Я написал контрольную работу на «пять» потому, что мне повезло с заданием». Оптимист назовёт другую причину: «Я всегда хорошо готовлюсь к урокам». Он объясняет свои удачи личными качествами (трудолюбие, обаяние, привлекательность), уверен в постоянстве причин успеха и стремится к большему. Пессимист же может опустить руки, воспринимая свою победу как случайность.
То же относится к оценке масштаба происходящего
Ребёнок-пессимист скажет: «Я ни на что не гожусь в спорте». На самом деле, ситуацию можно увидеть в более оптимистическом ключе: «Я неважно играю в футбол». Уменьшив масштабы происходящего, можно понять его причины и вместе с ребёнком придумать план дальнейших действий.
Самокритика ребёнка-пессимиста будет тотальной, направленной на собственную личность: «Меня наказали, потому что я плохой». Гораздо справедливее поведенческая самокритика: «Меня наказали, потому что я ударил одноклассника». Родители должны научить ребёнка нести ответственность за свои действия, но при этом не терзаться чувством вины за любые поступки.
К тому же нужно помнить, что дети копируют поведение родителей, в первую очередь мамы. Если она оценивает причины происходящего в оптимистическом ключе, ребёнок с самого детства научится мыслить так же.
4. Причины для критики ребёнка должны быть конкретными и исправимыми
Воспитание ребёнка не может обойтись без критики. Но нужно правильно выбирать выражения. Отчитывая ребёнка, родители формируют его восприятие причин и последствий совершённых поступков, учат его правильно оценивать свои действия.
Два основных правила «полезной» критики
- Взвешенность. Преувеличение проступка ребёнка вызовет у него сильное чувство вины и стыда, которое не станет стимулом для исправления ситуации. С другой стороны, полное отсутствие критики ослабляет у детей чувство ответственности и лишает их мотивов для изменения поведения.
- Оптимистический стиль критики. Ссылаясь на постоянные и универсальные причины проступков, родители прививают детям пессимистический взгляд на мир. Если же перечислять конкретные и исправимые факторы, ребёнок постарается изменить ситуацию и усвоит оптимистический стиль мышления.
Мировоззрение ребёнка формируется самым естественным образом – в процессе общения с родителями, воспитателями, учителями. Главную роль среди этого окружения играет мама, которая с раннего детства находится рядом. Острее всего ребёнок реагирует на критику, поэтому для мамы особенно важно сделать её частью правильного воспитания.